В данной теме обсуждается вопрос "Механизмы внедрения воспитательного содержания в программы курсов повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей"
Механизмы внедрения воспитательного содержания
Сообщений 1 страница 26 из 26
Поделиться22013-11-18 15:01:42
Уважаемые Эксперты! Рады Вас приветствовать на форуме.
Поделиться32013-11-18 21:43:08
Добрый день! Сейчас очень много говорят о внедрении инноваций в систему дополнительного образования. а следовательно необходимы профессиональные кадры в данной сфере. Необходимо у педагогов дополнительного образования детей развивать умения и навыки формирования воспитательного пространства; развивать умения осуществлять диагностику среды (выявлять ее воспитательный и антивоспитательный потенциал, изучать потребности и мотивы, субъектов воспитания); формировать умения моделировать воспитательное пространство, что предполагает моделирование не столько поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений между его участниками; ориентировать на создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства, формировать умения создавать условия для реализации детьми, педагогами, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции; формировать умения осуществлять самооценку своей деятельности по формированию воспитательного пространства на занятиях.
Поделиться42013-11-18 23:18:05
Для обсуждения предлагается Программа
повышения квалификации для кадров системы
дополнительного образования детей
Модуль:
«ВОСПИТАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ И ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ» (в рамках туристско -краеведческого направления)
Пояснительная записка
В соответствии с Концепцией модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до 2010 года (далее – Концепция) под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей в соответствии с Концепцией строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции, а система дополнительного образования детей располагает социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности.
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества.
Дополнительное образование детей, по сути, является практико-ориентированным. Это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями: заниматься ли ему изучением природы, «углубиться» ли в познание астрономии, попытаться ли изобрести техническое новшество либо заняться более серьезно каким-то видом спорта. Что бы ни выбрал ребенок – все это может стать в дальнейшем сферой его профессиональной деятельности. А гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
Цель модернизации дополнительного образования детей, согласно Концепции, состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в РФ; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
В связи с вышесказанным предполагается совершенствовать содержание программ курсов повышения квалификации работников системы дополнительного образования детей в направлении усиления их воспитательного компонента. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях имеет целевую установку на укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве РФ на основе системе взаимодействия общего и дополнительного образования. Для достижения данной цели необходимо в числе прочих задач развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования в данной направлении.
Это предполагает включение в программы курсов повышения квалификации кадров системы дополнительного образования учебные модули воспитательного содержания, направленные на распространение современных моделей успешной социализации детей и развитие творческих способностей обучающихся в области образовательной деятельности. Особое значение из видов областей образовательной деятельности приобретает в современной России туристско-краеведческая.
В содержание вышеназванной программы входят мероприятия различного плана. В частности, предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач; мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности.
К основным направлениям организации воспитания и социализации учащихся образовательных учреждений относится и гражданско-патриотическое. Действенными проектами и программами в данном направлении могут быть программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона; на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности.
Программа по направлению «Воспитание территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся» строится в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; Федеральными государственными образовательными стандартами и Федеральными государственными требованиями по дополнительному профессиональному образованию.
Предлагаемая программа повышения квалификации по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся представляет собой систему программно - и учебно-методических материалов для слушателей и включает следующие разделы.
1. Учебный и учебно-тематический план по направлению «Воспитание территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся» (40 ч.), пояснительную записку, цели и задачи, содержание программы, формы и требования к реализации данной программы.
2. Учебно-методические рекомендации к реализации вариативного и инвариантного блоков программы дополнительного образования.
Содержание программы имеет не только теоретическую, но практическую значимость для изучения в процессе повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей и распространения современных моделей успешной социализации детей.
Приобретение подобных знаний учащимися, а соответственно, акцентирование внимания к данному вопросу работников системы дополнительного образования детей в ходе повышения квалификации актуально на фоне как международной обстановки (процесс глобализации, налаживание системы обмена между странами учащимися, студентами, квалифицированными производственными кадрами, и особенно, технической и естественнонаучной специализации и т.п.), так и внутрироссийской ситуацией (повышенная мобильность населения, обострение этнонационального вопроса, активизация туристического рынка и т. п.).
Внедрение разработанного курса возможно в:
• Программу курса повышения квалификации для работников системы образования «Организация внеурочной деятельности по развитию речевых, языковых, лингвистических компетентностей учащихся в контексте требований ФГОС», предложенная Томским государственным университетом;
• Программу курса повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей «Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся» Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области «Центр дополнительного образования детей «Дворец молодежи»;
• Программу курса повышения квалификации для работников системы образования «Психология межкультурной коммуникации в сфере образования» Московского государственного психолого-педагогического университета;
• Программа повышения квалификации работников образования по теме «Инновационные формы организации биолого-экологической и туристско-краеведческой работы в образовании» Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры.
Цели и задачи модуля
Цель модуля – целенаправленное формирование и развитие профессионализма у слушателей, связанного со способностью осуществлять воспитательную деятельность в отношении формирования у учащихся территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности.
Задачи модуля:
1) формирование и обучение профессиональных команд, участники которых владеют знаниями о сущности воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей в целом и о воспитании территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности, в частности, и технологиями, входящими в содержание этой деятельности;
2) формирование профессионального сообщества, владеющего навыками организации воспитательной деятельности по формированию у учащихся территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности;
3) подготовка / переподготовка специалистов, владеющих компетенциями для осуществления воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей по формированию у учащихся территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности и распространения современных моделей успешной социализации детей;
4) создание учебно-методической базы на основе современных образовательных технологий для подготовки высококвалифицированных кадров в области воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей по формированию у учащихся территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности и распространения современных моделей успешной социализации детей.
Категория слушателей программы
Программа предназначена для повышения квалификации работников системы дополнительного образования детей, заинтересованных в применении образовательных технологий воспитательного содержания туристско-краеведческой направленности, способствующих распространению современных моделей успешной социализации детей.
Требования к слушателям программы:
- владение базовым понятийным аппаратом в области дополнительного образования детей и современных моделей успешной социализации детей;
- умение ориентироваться в нормативно-правовой системе Российской Федерации в области дополнительного образования детей и распространения современных моделей успешной социализации детей на федеральном и региональном уровнях;
- знание концептуальных основ воспитательной деятельности и современных моделей успешной социализации детей в системе дополнительного образования детей.
Общие принципы построения и реализации программы обучения
• Модульный принцип построения;
• практико-ориентированный характер, проектно-конструктивная и продуктивная направленность обучения (приоритетное значение в обучении анализа реальных ситуаций, проектирования конкретных моделей успешной социализации детей и стратегий их реализации в регионах);
• современная научная обоснованность учебной программы – соответствие содержания программы и технологии ее реализации современному уровню теоретико-методологических подходов, понятий, концептуальных представлений, моделей образовательного менеджмента; соответствие содержания курса современному уровню мирового и отечественного опыта решения соответствующих задач;
• гибкость, адаптивность, соответствие реальной ситуации обучения с ее особенностями и возможностями;
• единство и взаимодополнение аудиторной и самостоятельной работы слушателей.
Принципы разработки представленной программы соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Комплексное и практико-ориентированное построение содержания программы призвано обеспечить у слушателей выработку необходимых компетенций по формированию у учащихся территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности с учетом региональных особенностей.
Требования к результатам освоения программы
Результаты освоения программы востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: психолого-педагогической, учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-методической. Программа предусматривает формирование основных общепрофессиональных, межкультурных компетенций.
Общепрофессиональные компетенции:
осознание социальной значимости процесса формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности у учащихся;
способность реализовывать современные технологии для обеспечения эффективности процесса формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности в условиях реализации модели успешной социализации детей в системе дополнительного образования детей.
Межкультурные компетенции:
способность профессионально взаимодействовать с участниками процесса формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности в дополнительном образовании детей;
способность выявлять и использовать возможности региональной, российской и мировой культурной образовательной среды;
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям и обычаям различных народов.
В результате изучения программы слушатель должен:
Знать: основные понятия, категории и термины, относящиеся к данному модулю; об основных составляющих воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей, воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности;
Уметь: анализировать опыт, технологии, методики воспитательной деятельности по формированию у учащихся территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности в организациях дополнительного образования детей, актуальные на современном этапе, а также предлагать направления их совершенствования;
Владеть: понятийно-категориальным аппаратом по модулю, информацией о сущности, содержании и специфике воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности; о нормативно-правовых основах и организационных механизмах воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей в России.
Учебно-тематический план модуля
№
Наименование модулей
Всего
часов В том числе Сам.
работа Форма
контроля
лекции практич. занятия
Б.1 Теоретический блок 8 2 2 4
1. Сущность и содержание воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей 8 2 2 4 Конспект занятия
Б.2 Организационно-методический блок 8 4 2 2
2. Краеведение как один из путей формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся 8 4 2 2 Опрос
Б.3 Технологический блок 8 4 2 2
3. Использование ресурсов семьи в воспитательной деятельности по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся 8 4 2 2 Конспект занятия
Б.4 Нравственно-гуманистический блок 8 2 2 4
4. Территориально-поселенческие и этнические особенности учащихся как фактор организации мероприятий в системе дополнительного образования детей 8 2 2 4 Конспект занятия
Б.5 Компетентностный блок 8 2 2 4
5. Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в аспекте развития системы дополнительного образования детей 8 2 2 4 Опрос. доклады
ИТОГО 40 14 10 16 Зачет
Содержание и последовательность изложения учебного материала модуля
Раздел 1. Сущность и содержание воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
Понятие территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности. Дополнительное образование детей в структуре системы образования согласно закону «Об образовании в РФ». Содержание воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей. Нормативно-правовая база воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей. Роль дополнительного образования в формировании территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях как полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Отечественный опыт воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
Раздел 2. Краеведение как один из путей формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
Основные задачи использования краеведения в формировании территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся. Природные условия региона как фактор воспитания. Экологическое воспитание как элемент формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся. Психологический аспект обращения к краеведению в системе дополнительного образования детей. Виды и формы краеведческих занятий в организациях дополнительного образования детей, способствующих формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
Раздел 3. Использование ресурсов семьи в воспитательной деятельности по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
Семья как фактор, детерминирующий территориально-поселенческую и полиэтническую толерантность ребенка. Этнофамилистическая культура как фактор формирования ребенка. Семья как активный участник дополнительного образования детей; семейное образование и самообразование в законе «Об образовании в РФ». Семья как субъект воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности ребенка. Организация дополнительного образования детей как посредник между семьей и школой. Привлечение родителей учащихся организациями дополнительного образования детей к групповой деятельности по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности.
Раздел 4. Территориально-поселенческие и этнические особенности учащихся как фактор организации мероприятий в системе дополнительного образования детей.
Учет этнических особенностей учащихся и типа поселения, в котором они проживают при разработке мероприятий в системе дополнительного образования детей. Воспитательные возможности применения организациями дополнительного образования детей технологий по месту жительства, посредничества. Преимущества и проблемы организации дополнительного образования детей по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в городской и сельской местности. Преимущества и проблемы организации дополнительного образования детей по воспитанию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в однонациональном и многонациональном регионе.
Раздел 5. Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в аспекте развития системы дополнительного образования детей.
Этнодемографическое развитие и перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в различных регионах России: развитые, развивающиеся и депрессивные регионы. Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в аспекте закона «Об образовании в РФ». Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в контексте требований ФГОС. Перспективы отображения вопросов воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в Концепции модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации в дальнейшем.
Образовательные технологии и методы обучения
В рамках освоения модуля «Воспитание территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся» предусматривается использование следующих образовательных технологий:
- информационно-коммуникативная;
- групповая;
- личностно-ориентированная;
- предметно-ориентированная;
- технология сотрудничества и др.
В перечень образовательных технологий, использование которых предполагается для обеспечения усвоения материала модуля включены: доклад, сообщение, выступление, дискуссия, «мозговая атака», творческое задание, опрос, разбор конкретных ситуаций, рефераты.
Интерактивные групповые занятия в рамках освоения модуля могут проводиться в таких формах, как: «круглый стол»; семинар-диспут; дискуссии; постановка, инсценирование и обсуждение конкретных ситуаций; коллоквиум.
Используемые методы обучения должны обеспечивать максимальные возможности для самостоятельной деятельности обучающихся, т. е. для самоуправляемого обучения.
К числу самых распространенных форм и методов обучения в рамках модульного обучения относятся:
• работа в парах;
• работа в малых группах;
• обсуждения в группах;
• изучение конкретных случаев из практики;
• проекты;
• практические задания;
• обучение с помощью компьютера;
• посещения предприятия (наблюдение за работой).
Методические рекомендации
Толерантность – морально-нравственное качество личности, характеризующееся осознанием многомерности окружающей действительности, разнообразия форм и способов отражения её людьми, пониманием относительности точности суждений, мнений, высказываний, оценок и т.д.; знанием и уважением прав и свобод каждого человека, принятием его таким, какой он есть; терпимости в отношении любого рода «инакости», не выходя за рамки норм и правил человеческого общежития.
Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные методы и приемы реакции на нетерпимость и на пути её устранения или нейтрализации, разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально-психологическому подавлению другого человека.
Можно выделить 3 группы методов, соответствующих задачам нравственного воспитания, а так же целям воспитания толерантности в детском возрасте.
1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
- метод беседа (материал: рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства детей, особенно младшего школьного возраста. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других;
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Поощрение положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказывание неодобрения отрицательных поступков. Оценивается только поступок, а не личность ребенка.
Предполагается, что формирование толерантности у человека проходит ряд стадий и условно можно выделить уровни проявления толерантности:
1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
2) эмоционально-оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;
3) поведенческо-рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.
Эти уровни проявляются и в процессе формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей. На подготовку кадров системы дополнительного образования к формированию различных уровней толерантности направлены отдельные разделы данной программы:
- на формирование когнитивного (знаниевого) уровня направлено изучение раздела 1 «Сущность и содержание воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей».
- на формирование эмоционально-оценочного уровня направлено изучение раздела 2 «Краеведение как один из путей формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся», раздела 4 «Территориально-поселенческие и этнические особенности учащихся как фактор организации мероприятий в системе дополнительного образования детей»;
- на формирование поведенческо-рефлексивного уровня направлено изучение раздела 3 «Использование ресурсов семьи в воспитательной деятельности по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся»; раздела 5 «Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в аспекте развития системы дополнительного образования детей».
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве с другими специалистами, но и в тесном контакте с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях.
Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателей:
• изучение и осмысление материалов лекций;
• изучение учебной и научной литературы;
• изучение и анализ публикаций и прочих материалов СМИ;
• подготовка устных сообщений и докладов на семинарские занятия;
• подготовка к зачету по итогам изучения модуля.
Аттестация слушателей по модулю
В конце курсовой подготовки проводится аттестация обучающихся лектором и / или преподавателем, ведущим занятия по программе «Воспитание территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся» в следующих формах:
Текущая аттестация по модулю:
- тестирование (письменное);
- контрольные работы;
- индивидуальные задания.
Итоговая аттестация по модулю:
- тестирование (в том числе компьютерное);
- собеседование (зачет);
- зачет (письменный).
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения модуля
Темы докладов/рефератов
1 Содержание воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
2 Нормативно-правовые и организационные основы воспитательной деятельности по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в организациях дополнительного образования детей.
3 Опыт воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
4 Основные задачи и формы использования краеведения в формировании территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
5 Семья как субъект воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности ребенка.
6 Особенности организации дополнительного образования детей по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в городской и сельской местности.
7 Организация дополнительного образования детей по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в однонациональном и многонациональном регионе.
8 Проблемы и перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в аспекте развития системы дополнительного образования детей
Контрольные вопросы по модулю
1 Понятие территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности.
2 Дополнительное образование детей в структуре системы образования согласно закону «Об образовании в РФ».
3 Содержание воспитательной деятельности в системе дополнительного образования детей.
4 Нормативно-правовая база воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
5 Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях как полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
6 Роль дополнительного образования в формировании территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
7 Отечественный опыт воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в системе дополнительного образования детей.
8 Основные задачи использования краеведения в формировании территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
9 Природные условия региона как фактор воспитания.
10 Экологическое воспитание как элемент формирования территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
11 Психологический аспект обращения к краеведению в системе дополнительного образования детей.
12 Виды и формы краеведческих занятий в организациях дополнительного образования детей, способствующих формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся.
13 Семья как фактор, детерминирующий территориально-поселенческую и полиэтническую толерантность ребенка.
14 Этнофамилистическая культура как фактор формирования ребенка.
15 Семья как активный участник дополнительного образования детей; семейное образование и самообразование в законе «Об образовании в РФ».
16 Семья как субъект воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности ребенка.
17 Организация дополнительного образования детей как посредник между семьей и школой.
18 Привлечение организациями дополнительного образования детей родителей учащихся к групповой деятельности по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности.
19 Учет этнических особенностей учащихся и типа поселения, в котором они проживают при разработке мероприятий в системе дополнительного образования детей.
20 Воспитательные возможности применения организациями дополнительного образования детей технологий по месту жительства, посредничества.
21 Преимущества и проблемы организации дополнительного образования детей по формированию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в городской и сельской местности.
22 Преимущества и проблемы организации дополнительного образования детей по воспитанию территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в однонациональном и многонациональном регионе.
23 Этнодемографическое развитие и перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в различных регионах России: развитые, развивающиеся и депрессивные регионы.
24 Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в аспекте закона «Об образовании в РФ».
25 Перспективы воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в контексте требований ФГОС.
26 Перспективы отображения вопросов воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся в Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации в дальнейшем.
Поделиться52013-11-19 11:29:05
Какие механизмы! У нас повышение квалификации педагогов дополнительного образования проходит совместно с учителями школ. А специализированных курсов, предназначенных только для педагогов дополнительного образования ничтожно мало.
Поделиться62013-11-19 12:00:09
Рекомендации по программе курсов повышения квалификации для кадров системы дополнительного образования детей
«Воспитание территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности учащихся»
Общие рекомендации.
Данной программе свойственны следующие характеристики: 1) она социально востребована; 2) является практикоориентированной и имеет прикладной характер; 3) представлены социально-педагогические модели и методики деятельности.
Рекомендации по сущности воспитательного содержания в программе.
По воспитательному содержанию в программе дошкольного образования детей, направленной на распространение современных моделей успешной социализации необходимо обратить внимание на следующие явления, тенденции, факты: самоценность личности, ее индивидуальное содержание; усиление адресной работы по месту жительства ребенка, по его связи с природой, с окружающей средой; в воспитательной деятельности дошкольников желательно усилить роль местного самоуправления, реальных поступков; обратить внимание на воспитание гражданских ценностей и поведение гражданина в условиях конкретного поселения.
Рекомендации по механизмам внедрения воспитательного содержания в программы курсов повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей
Обратить внимание на взаимосвязи различных форм образования; усилить внимание на разработку соответствующих стандартов, компетенций, разработку новых методик и технологий. Разработать компетентностный подход, предполагающий целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей. Интересно и полезно технологии воспитания учащихся применять с использованием опыта жизнедеятельности населенного пункта, культуры этноса и окружающей природы.
Поделиться72013-11-19 12:29:07
К механизмам внедрения воспитательного содержания в программы курсов повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей следует отнести 1) получение слушателями знаний и навыков по вопросам разработки, внедрения, функционирования, оценивания, регистрации воспитательной компоненты в технологиях и методах дополнительного образования детей; 2) участие в реальных (разработка новых) программах и проектах по вопросам, методам и технологиям воспитания; 3) применение в обучении деловых и ролевых игр, тренингов.
Поделиться82013-11-19 12:42:51
Деловые игры и тренинги в дополнительном образовании детей - одни из самых применяемых методов работы. А вот где получить знания по вопросам "оценивания, регистрации воспитательной компоненты в технологиях и методах дополнительного образования детей"?
Поделиться92013-11-19 12:47:00
Программа, выставленная на обсуждение, действительно интересная и самое главное нужная в наше время. Только как привлекать детей к такой программе, заинтересуются ли они этим вопросом? Будут ли сотрудничать местные органы власти?
Поделиться102013-11-19 12:47:04
Согласна с тем, что более тщательная разработка механизмов внедрения воспитательного содержания в программы курсов повышения квалификации кадров системы дополнительного образования детей возможна лишь при наличии специализированных курсов, предназначенных конкретно для педагогов дополнительного образования детей. Но в системе повышения квалификации таких курсов единицы и есть они лишь в отдельно взятых регионах.
Поделиться112013-11-19 12:52:21
Леонид Иванович! Может быть данную программу (и подобные) следует реализовывать совместно с другими учреждениями или на базе других учреждений, например культуры. Наверное, должно же быть межведомственное сотрудничество по вопросам воспитания и социализации детей.
Поделиться122013-11-19 13:19:09
Предложенная программа, насколько я понимаю, предназначена для педагогов, которые и должны заинтересовать детей этим вопросом. Поэтому в качестве общего механизма внедрения воспитательного содержания в подобные программы можно предложить развитие организационно-коммуникативных навыков педагогов, понимание ими значимости осуществляемой воспитательной работы, чтобы воспитательное содержание не уходило на второй или даже третий план на фоне образовательной.
Наиболее актуальна же такая программа будет для многонациональных регионов либо тех, где существует серьезное социальное расслоение и есть вероятность напряженности на этой почве. В таких регионах и местные власти будут заинтересованы в сотрудничестве.
Поделиться132013-11-19 13:32:07
С предложением по поводу межведомственного сотрудничества по вопросам воспитания и социализации детей можно согласиться, но это возможно не всегда - в зависимости от конкретных условий, где проживают дети.
Поделиться142013-11-19 13:45:20
Мое мнение, что нужно вести профессиональную подготовку педагогов доаолнительного образования. Они должны владеть инновационными технологиями по формированию и осуществлению деятельности в образовательном пространстве.
Поделиться152013-11-19 13:51:59
На самом деле педагог дополнительного образования выполняет много ролей: учитель, воспитатель, организатор, тьютор, фасилитатор, посредник. Может быть мы очень много возложили на педагога дополнительного образования? А нде другие субъекты воспитания?
Поделиться162013-11-19 14:17:55
Как раз еще одним механизмом внедрения воспитательного содержания в программы подготовки педагогов допобразования детей и может быть освоение технологий и навыков взаимодействия с иными субъектами воспитания. Ими могут быть и семья, и местное сообщество (как прописано в предложенной программе), и иные учреждения, имеющиеся в населенном пункте (т. е. речь идет о межведомственном взаимодействии, которое здесь уже обсуждалось). Просто нужен какой-то 1 субъект, который бы был способен их все объединить. И здесь, насколько я понимаю, и обсуждается вопрос поиска механизмов подготовки кадров допобразования, которые бы могли быть такими субъектами.
Поделиться172013-11-19 14:21:36
Программа отличная. Жалко что таких программ в раельности очень мало.
Поделиться182013-11-19 14:34:50
Елена! Механизмы внедрения и остальных ролей, а по сути, остальных субъектов образования, перечисленных Вами, и их воспитательная пока не совсем понятны в нашей системе образования. Особенно на практическом уровне. Например, тьюторы пока в большинстве образовательных организаций отсутствуют. Хотя это может быть значимый субъект воспитательного процесса как в системе общего, так и дополнительного образования детей.
Поделиться192013-11-19 16:42:33
Согласна с мнением о том, что система повышения квалификации должна предусматривать специализированные программы для педагогов дополнительного образования.
Поделиться202013-11-19 16:44:49
Хотелось бы обратить внимание авторов программы на соответствие формулировок формируемых компетенций и формулировок "знать, уметь, владеть", а также на соответсвие названия раздела 4 и его содержания (содержание шире, чем название).
Поделиться212013-11-19 16:56:15
Считаю, что раздел 5 целесообразно переформулировать в "Технологии воспитания территориально-поселенческой и этнической толерантности". Соответсвенно, в содержание данного раздела включить материал по технологиям воспитания территориально-поселенческой и этнической толерантности.
Поделиться222013-11-19 16:59:15
Полагаю, что методические рекомендации по содержанию должны раскрывать методику реализации программы и освоения ее слушателем. В представленном варианте размещение теоретического материала о методах и приемах формирования толерантности у детей в пункте "Методические рекомендации" является лишним.
Поделиться232013-11-19 17:15:06
Программа очень интересная и актуальная. Такие программы обязательно нужно разрабатывать и реализовывать на практике.
Поделиться242013-11-19 18:59:21
Буянова Ирина! Поддерживаю Вас в рекомендации более тщательного прописывания в представленной программе технологий воспитания территориально-поселенческой и полиэтнической толерантности. Но данный аспект воспитания вообще недостаточно рассмотрен в учебных программах для педагогов, и тем более практически не реализуется в практике повышения квалификации кадров дополнительного образования детей. Для начала можно представить в этой программе технологии воспитания вообще,которые наиболее подходят для данного аспекта воспитания.
А если подобная программа будет реализовываться, то вероятнее всего, педагоги даже сами активно подключатся к поиску технологии и механизмов воспитательной деятельности в представленном аспекте воспитания, потому что проблема для многих педагогов на местах довольно актуальная. А на уровне ее теоретического осмысления пока сложно представить ее в полной мере и предусмотреть все возможные варианты развития процесса воспитания в этом направлении и представить педагогам дополнительного образования детей, которые проходят повышение квалификации, какую-то единую технологию.
Поделиться252013-11-19 20:05:35
Знания по вопросам "оценивания, регистрации воспитательной компоненты в технологиях и методах дополнительного образования детей" возможно получить в реальности только на практике. Курсы повышения квалификации в большинстве своем дают только теоретические знания. Далее важное значение имеет личное стремление сотрудника использовать приобретенные знания на практике, анализировать имеющийся опыт, выделять главное, заниматься самообразованием.
Поделиться262013-11-19 20:39:43
Очень интересный проект, актуальный и может даже немного запоздалый. Тенденции необходимости подобной работы с педагогами и детьми просматривались намного раньше. Сегодня уже сталкиваемся с детьми, которые стали взрослыми и в полной мере доказывают своими действиями на улицах, стадионах провалы в данном вопросе. Но с другой стороны, прививая детям терпимость, следуя запросам сегодняшнего дня, как бы не ослабить другие вопросы воспитания, не будем забывать, что время оразовательного и воспитательного процесса ограничено и в любом случае приходится вибирать и находить баланс. Толерантность воспитать через рассуждения о толерантности или через знания? Если через рассуждения, то часто ребенку достаточно одного разговора с умным авторитеным человеком для бого, чтобы иметь прививку на всю жизнь. только как поймать момент этого разговора и вичислить нужные слова для каждого? Скорее эта работа психологов или социологов, но вряд ли преподавателей доп. образования. Если через знания, то это может растянуться на всю жизнь и возможно придется переболеть в легкой форме антитолератными настроениями, чтобы полнее понять их вредность и тупиковость.
Согласен с Еленой, что слишком много общество навешивает и ждет от учителей. В такой ситуции нет персональной ответственности за вопросы воспитания социальных характеристик личности. Считаю, что необходимо разделять функции, и внедрять социально-психологические предметы с подготовкой и привлечением соответствующих кадров.Сформированное таким образом сообщество специалистов должно будет оказывать влияние на потоки информации доходящие до детей со СМИ , так как сегодня чему бы не учили в школе, а с ящика на детей выливают нечто другое и все потуги учителей тонут в этом не управляемом или преднамеренно формируемом потоке. Извините, что отклонился от сути.)
Отредактировано Евгений. Е. (2013-11-19 20:42:01)